Полномочия и порядок деятельности правительства
Полномочия. Поскольку правительство призвано выполнять очень широкие и разнообразные исполнительно-распорядительные функции, постольку и его компетенция по управлению страной достаточно объемна, хотя и далеко не одинакова в странах с различной формой государственного правления. В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях полномочия правительства серьезно ограничены тем, что в них глава государства реально стоит во главе исполнительной власти, в то время как правительство (кабинет) действует от его имени и по его поручению. Значительно шире полномочия правительства в парламентарных, а отчасти и в полупрезидентских республиках и парламентарных монархиях, где не только фактически, но нередко и формально исполнительную власть возглавляет правительство. В федеративных государствах полномочия федерального правительства ограничиваются не только полномочиями главы государства и других федеральных государственных органов, но и полномочиями правительств и других органов субъектов федерации.
Несмотря на то что конституции большинства стран определяют компетенцию правительств лишь в самом общем виде, о чем уже говорилось в предшествующем параграфе данной главы, есть и такие, где она характеризуется более или менее подробно и четко (конституции Португалии, Украины, Беларуси, Словакии, Японии, Аргентины, Армении, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана и др.). В Конституции Португалии (ст. 200—204), например, подробно определяется политическая компетенция Правительства (контрассигнация актов Президента; ведение переговоров и заключение международных соглашений; внесение предложений законов и постановлений в парламент; предложений Президенту о проведении референдума, об объявлении осадного или чрезвычайного положения, об объявлении войны или заключении мира; представление парламенту финансовых отчетов государства и др.); его законодательная компетенция (принятие декретов-законов; решение вопросов собственной организации и деятельности) и административная компетенция (разработка планов основных направлений деятельности и обеспечение их выполнения; исполнение бюджета государства; принятие регламентирующих актов во имя должного исполнения законов; руководство службами и деятельностью непосредственной гражданской и военной администраций; охрана демократической законности и др.). В Конституции также четко определены компетенция Совета Министров как относительно более узкого, чем все правительство, органа и компетенция Премьер-министра и других членов правительства.
Обобщая опыт конституционного закрепления компетенции правительства в различных странах, можно сказать, что в принципе эта компетенция в условиях демократии определяется прежде всего реализацией принципа разделения властей, в связи с чем полномочия правительства — это полномочия в рамках осуществления исполнительной власти, что, конечно, не исключает возможности его определенного участия и в законодательном процессе. Далее, поскольку исполнительная власть принадлежит обычно не только правительству, но и главе государства, постольку компетенция правительства, в состав которого не входит глава государства, находится в непосредственной зависимости от объема полномочий главы государства в осуществлении исполнительной власти. При этом полномочия правительства в этом соотношении носят остаточный характер, ибо чем выше и шире полномочия главы государства, тем меньшими и узкими бывают полномочия правительства. Конкретное соотношение формально закрепляемых и реально выполняемых функций правительства в каждой отдельной стране зависит от многих условий и факторов и прежде всего, как уже отмечалось, от утвердившейся в ней формы государственного правления.
Полномочия правительства могут классифицироваться по различным основаниям. Поскольку управленческая деятельность правительства охватывает все сферы жизни общества, постольку нередко речь идет о подразделении полномочий правительства по этим сферам — экономической, политической, социальной и духовной. Более дифференцированной и конкретной представляется классификация правительственных полномочий по основным направлениям его деятельности. Говоря обобщенно, т.е. абстрагируясь от национальных особенностей статуса, объема и характера компетенции правительства в отдельных странах, можно сказать, что для него характерно осуществление следующих основных полномочий.
Первым и важнейшим направлением работы правительства является исполнение законов, принятых законодательным органом. В этой связи правительство разрабатывает многообразные планы и программы реализации предписаний законов, принимает соответствующие этой задаче собственные акты, практически организует и обеспечивает их выполнение. Многие конституции специально подчеркивают, что вся деятельность правительства должна соответствовать закону и осуществляться во имя его исполнения. Так, в Конституции Франции (ст. 21), в частности, говорится, что Премьер-министр «обеспечивает исполнение законов».
Похожие работы:
- Полномочия и порядок деятельности правительства
Полномочия. Поскольку правительство призвано выполнять очень широкие и разнообразные исполнительно-распорядительные функции, постольку и его компетенция по управлению страной достаточно объемна, хотя ...
- Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
Структура парламента. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В первой из них — депутаты, избранные гражданами по одномандатным округам (225) и по парти...
- Полномочия Правительства РФ и его деятельность
Полномочия Правительства РФ. Правительство РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни. Оно может делегировать исполнение части своих полномочий отраслевым федеральным орга...
- Полномочия Правительства Российской Федерации
Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий.
Правительство РФ в пределах своей компетенции организует реализацию вн...
- Формы деятельности Правительства РФ
Для осуществления полномочий Правительства РФ ему предоставлено право законодательной инициативы по всем вопросам, включая изменение Конституции РФ. Законопроекты, подготовленные от имени Правительств...